Печальное искусствоРаздел: История балета |
28-01-2024 |
Мисс Грэам уже говорила, когда я вошел. Сзади нее — два ряда сидящих на полу девиц в вязаных фуфайках. Площадка для демонстрации в середине комнаты. Кругом зрители. Мисс Грэам имеет вид фанатической пророчицы. Вся ее внешность, кажется, принципиально отвергает признак кокетства, женственности, красоты: длинная рубашка, нарочито туго зачесанные назад волосы, согнутая спина, оттопыренные локти, выдвинутые вперед плечи, сжатые кулаки или плашмя вытянутые кисти рук... Все говорит за то, что она выше «устарелого» понятия о красоте, об изящном, что она принципиально его отвергает.
Объясняя свою теорию, она часто указывает рукой на грудь и желудок, и, как я понял, там-то и заключается центр и секрет всего «нового» ее искусства.
М-р Мартин кивком головы и улыбкой авторитетно подтверждает несомненнейшую правду новой теории. Мисс Грэам все время прерывала свою речь фразой:
— Может быть, кто-нибудь хочет мне помочь каким-либо вопросом?
Следовали вопросы, и лекторша немедленно отвечала. Были вопросы такого характера: нужно ли быть рожденной для этого искусства или его можно одолеть, не будучи специально для этого рожденной? Мисс Грэам моментально успокаивала вопрошающую: девушки ее обладают самым разнообразным темпераментом, каждая имеет свою индивидуальность, и все они овладели этим искусством.
Я решил никаких вопросов не задавать, хотя для меня все было здесь под вопросом. На предыдущих лекциях я наблюдал, что, как только кто-нибудь выражал намек на другой образ мыслей, на несогласие с г. Мартином и представляемыми им танцовщицами, немедленно г. Мартин смотрел на часы. Оказывалось невозможным продолжать обсуждение.
Итак, я решил молчать.
12 |
Педагогическая система А. Я. Вагановой.
Наследие Фокина
Советский балет 1930—1940-х годов
Второе действие "Дафниса и Хлои"