Новое в постановкеРаздел: История балета |
31-08-2024 |
Певцы не участвовали в действии. Все они, как хор, так и солисты, одинаково одетые, сидели по бокам сцены совершенно недвижно на скамьях, которые возвышались рядами одна над другой. Они почти сливались с кулисами в спокойных, теплых малиново-коричневых топах своих костюмов, образуя чудесную раму для пылающей ярко-желтыми, оранжевыми, зелеными и голубыми красками сцены. Эти «живые кулисы» напоминали старинные иконы, на которых святые писались рядами один над другим.
Все действие оперы исполнялось артистами балета. Моей задачей было, чтобы каждое движение балетных артистов совпадало с музыкальными фразами певцов и оркестра, передавало не только ритм и характер музыки, но и смысл стихотворного текста, прекрасно написанного В. И. Вельским по Пушкину. Благодаря такому «разделению труда» достигались две цели: и совершенство вокального исполнения, и красота мимико-пластической передачи.
Певцы, освобожденные от движения, могли сосредоточить все свое внимание на пении. Они могли не бояться того, что быстрые движения и даже временами необходимые по ходу действия танцы затруднят их дыхание и испортят пение; могли не бояться, что, отвернувшись от капельмейстера, потеряют палочку и разойдутся с оркестром.
С другой стороны, балет, не заботясь ни о дыхании, ни о палочке, а главное, обладая тренированным, гибким, чутким телом, мог доводить до совершенства сценическое действие.
Странность, новизна такого «дублированного» приема постановки (неприменимого к большинству реалистических опер) была особенно уместна в этой «небылице в лицах», требующей от действующих лиц много танцев и стилизованной пластики. Она придавала опере особую фантастичность, кукольную забавность, местами мистическую жуть.
Все действие развертывалось по либретто В. И. Вельского без изменений, за исключением эпизода с попугаем, который был выпущен. (Дягилев не мог удержаться, чтобы не сделать этой купюры. Купюры — это его специальность, его слабость. Делание купюр— его прерогатива.)
Пролог. Перед занавесом проходит дряхлый старик Звездочет.
В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Нет худа без добра
Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе
Первые постановки