Летний Фестиваль Балета

Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе

Раздел: История балета
06-06-2021

В основу постановочного замысла положено прежде всего сохранение шедевров балетного наследия: в неприкосновенности оставлены вся вторая («ивановская») картина первого действия, знаменитое pas d'action Петипа во втором действии и многое в третьем действии. Но наряду с этим заново поставлена картина, открывающая балет, где в вальсе снят свойственный ему в прежней постановке налет пасторальной сусальности и полонезом заменен прежний танец с кубками. Во второе действие внесено несколько новых танцев на музыку, оставшуюся неиспользованной в первом акте, а также привлеченную из других произведений Чайковского.

К достоинствам балетмейстерской работы Вагановой следует прежде всего отнести стилистическую цельность танцевальной стороны спектакля. Убедительно и неприметно сумела она сочетать принципы новой хореографии с образцами наследия, сумела найти линию органической связи между манерой Иванова и Петипа. В соответствии с этим в различных приемах классики поставлены партии двух балерин, отличающиеся контрастным друг Другу эмоциональным характером и психологическим содержанием. К числу удач реалистической мотивировки танца надо отнести, например, дуэт Лебеди и графа, задуманный как преследование птицы охотником. Полностью в спектакле изъята вся старая («семафорная», как ее называли раньше в балете) пантомима в условных знаках, замененная приемами действенного танца, мимической игрой и живой' танцевальной пантомимой. Все это придало художественную целеустремленность, образную осмысленность, стилистическую ровность спектаклю, получившему высокую оценку советской театральной общественности. Н. Д. Волков по поводу московских гастролей ленинградского балета писал о вагановской постановке «Лебединого озера», что она «является серьезной победой, так как, сохранив прежние хореографические ценности и умножив их новыми удачными танцевальными добавлениями, Ваганова и,ее сотрудники разрушили невыносимую аляповатость старого спектакля и дали представление, отмеченное большим вкусом...»


Статьи по теме:
 Влияния Фокина на современный балет
 Про "Сильфиды" и "Карнавал"
 Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»
 Вмешательство Дягилева в балет
 Модернистический танец

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: