Анкета М.ФокинаРаздел: Постановки балета |
21-06-2024 |
Я составил анкету, разослал письма, в которых спрашивал: таков ли балет в настоящее время, каким он должен быть? Не нуждается ли он в коренной реформе? Может ли балет быть серьезным и нужным для широких масс искусством, или он обречен быть лишь пустой забавой?
К сожалению, как мои вопросы, так и ответы я не могу точно воспроизвести. Все это осталось на моей родине.Танцовщик Кякшт, например, написал кратко: «балет — это порнография». Коротко и ясно. Ясно, что этот первый танцовщик, великолепно делавший туры в воздухе и с колоссальным успехом колесом вертевшийся вокруг сцены, не задумывался о том, что балет может быть искусством. Некоторые ответили шуткой. Некоторые разгромили балет как пустое развлечение богатого класса.
Два-три письма от кордебалетных мужчин говорили о любви к балету. С печалью они констатировали временный упадок этого искусства. Огорчило меня то, что от солистов, от танцовщиков выдающихся я не получил ничего утешительного. Я вспомнил папу, его фразу о попрыгунчиках. Не мудрено, что на балет смотрят свысока и артисты оперы, и широкая публика, и пресса, не мудрено, что когда на вопрос: «Чем вы занимаетесь, молодой человек?»— отвечают: «Я танцор, балетный», то испытываешь неловкое чувство. Если сами артисты не уважают своей профессии, то чего же можно ждать от других по отношению к такому «легкомысленному» занятию?!При очень многих недостатках и пережитках, при условных нелепостях, о которых я говорил выше, балет заключал в себе массу красоты, служители его тяжело и непрестанно работали. Да, наконец, опера разве не полна условностей и всяких несообразностей? Разве она не служит в большинстве случаев также только развлечением (и часто довольно скучным)? Почему же оперные артисты были уважаемы, а к балету относились с иронической улыбкой?Толстой в своих романах так восхитительно описывал танец, так исключительно понимал жест, мимику человека. Он знал, что из описания жеста, движения человека можно сделать художественное произведение, но что развитие жеста, движения, танца может достигнуть художественного значения, об этом он не думал. Об этом подумал Гоголь.Пушкин говорил, что в одном балете Дидло больше поэзии, чем во всей современной французской литературе. Но ведь это он говорил о балете, бывшем за сто лет до того, который я наблюдал, который мне казался упадочным. О современном же мне балете я не мог найти ни в литературе, ни в прессе ничего, что бы выражало хоть какое-нибудь уважение к этому виду искусства. За границей балет тоже считали изжившим себя, устарелым видом развлечения.
Книги о балете в описываемый период почти не выходили. Если же и появлялась, бывало, новая книга, то она содержала больше анекдотов, чем мыслей об искусстве, больше описывала интимные подробности из жизни балерин, их успех, их победы в среде балетоманов.
Впервые за границей
Первое «выступление» в балете
"Воспоминания"
Поездка в Швейцарию