Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работеРаздел: История балета |
16-03-2023 |

Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе над восстановлением и переосмыслением хореографической классики. «Бережно хранить величайшие классические произведения мирового балетного искусства, — пишет она, — одна из главных задач такого театра, как наш Ленинградский театр оперы и балета. Но «охранение» — вовсе не равносильно окостенелости, творческой смерти. Новые требования, предъявляемые нами к балетному спектаклю, требования осмысленного, драматически развивающегося сюжета, характерных и конкретных образов, реалистической правдивости действий и страстей, — все это обязывает внимательно пересмотреть сокровищницу классических спектаклей нашего балета».
Примечателен прежде всего выбор образцов хореографической классики, произведенный Вагановой. И «Лебединое озеро», и «Эсмеральда» бесспорно принадлежат к лучшим хореографическим созданиям прошлого и в то же время представляют собою произведения, наиболее противоречивые в данном жанре, в которых предпосылки подлинной драматической содержательности оказываются всячески заглушёнными в силу реакционных эстетских традиций, бытовавших на императорской сцене. Именно эти два шедевра балетной классики в первую очередь требовали коренного и в то же время вдумчивого, осторожного пересмотра старой трактовки.
И если в «Лебедином озере» возможности и направленность такого пересмотра подсказывала глубокая по психологической содержательности и лирическому пафосу музыка Чайковского, то в «Эсмеральде» опорой могла и должна была служить идейная и драматургическая основа романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», послужившего канвой для сценария балета.





