Рискованная постановкаРаздел: История балета |
21-07-2024 |
Чем больше я встречал препятствий, тем больше старался. Теперь, вспоминая балет, я чувствую, что перестарался. Загромоздил эффектами. Много придумал Бенуа, а я еще прибавил. Люки на сцене поднимались и опускались. В некоторых группах это давало необычайный эффект. Публика не могла уловить, как формируются группы, так как часть участвующих выплывала из-под пола. В соответствии с моими группами Бенуа распределял свои краски.Благодаря всем этим выдумкам получалось то, что танцующие часто оказывались на краю внезапно разверзающейся пропасти, куда если упасть, то придется лететь несколько этажей. Конечно, это требовало спокойной, осторожной репетиции, на которую мы и рассчитывали. А нас гнали. Я не имел времени объяснить все что следовало. Ужаснейший момент я пережил на генеральной репетиции, когда, стоя в темноте (во время «живой перемены») за кулисой, я сказал режиссеру: «Давайте люк». Он повернул электрический штепсель — сигнал, по которому должен был раздвинуться в две стороны пол и посередине сцены подняться «грот Армиды» с большой группой. Как только штепсель был повернут, я понял, что артисты еще не сошли с пола, который должен был раскрыться, что я не успел им точно указать опасное место, что сейчас масса кордебалета посыплется в люк и повлечет за собой стоящих в группе. Остановить не было никакой возможности. Все делается по свету электрической лампочки. Люди, открывающие люк,— далеко под стеной. Я замер. Сейчас раздастся страшный крик. Катастрофа!.. Дали свет. Все благополучно. Артисты стоят в позах .Никто из них не знает, какой опасности они избежали. Ноги мои подгибались от пережитого. Я искал стул.
Но не все проходило так удачно. Хотя не было несчастных случаев, но балет был явно не готов. Артисты не успели освоиться с очень тяжелыми костюмами. Они не знали, из какой кулисы выходить и куда уходить. Одним словом, все наши планы рушились. А завтра спектакль! Печальный я пошел с репетиции домой.
На другой день мне утром звонят из режиссерского управления: «Армида» отменяется. Идет другой балет». Ничего не понимаю. Открываю газету, и все делается ясным. А. Бенуа разразился страшной статьей * по адресу дирекции, которая проваливает собственный балет, даст его в неготовом виде. Он описывает, какая это была бы золотая сказка, если бы постановку дали довести до конца!
Когда я пришел в репетиционный зал, мне сказали, что первое представление «Армиды» отложено на неделю и что будут даны добавочные репетиции.
Крупенский говорил: «Увидим, какая это будет «золотая сказка»!»
На самом деле балет не потребовал много дополнительных репетиций, был дан с громадным успехом и надолго вошел в репертуар императорских театров.
Я был очень поражен тогда, что по причинам личной вражды люди могут губить свое же дело, дело, которому служат. Но в течение последующей моей балетмейстерской деятельности я был свидетелем того, что это случается не только на казенной сцене, но и в частных антрепризах, когда дирекция должна бы еще более считать дело своим и желать ему успеха. Я расскажу об этом, когда дойду до моей постановки балета «Дафнис и Хлоя».
Критика старого балета
О постановке "Дафниса и Хлои"
Целый переворот в хореографических вкусах эпохи произвела бравурная испанская качуча в исполнении знаменитой Фанни Эльслер
Разочарования в балете "Жар-птица"