Летний Фестиваль Балета

Современная тема в балете.

Раздел: История балета
03-05-2021

То же — с дивертисментом. Довольно распространена точка зрения, «принципиально» отвергающая правомерность танцевального дивертисмента в современном реалистическом балете, расценивающая его как своего рода эстетический пережиток. Нам кажется, что категорический отказ от формы танцевального дивертисмента является не чем иным, как обеднением хореографических средств балетного произведения и спектакля. Мы считаем, что сама по себе данная циклическая форма танца (в сущности — танцевальная сюита) ничего порочного в себе не содержит. Все дело, во-первых, в обновлении содержания дивертисмента (не непременно фабульного, а хотя бы образного, характеристического, аллегорического и т. п.), а во-вторых — в его конкретной сценарной трактовке и драматургической функции. Последняя может быть и очень действенной и совершенно бездейственной в зависимости от помещения дивертисмента в том или ином моменте развития действия, которое он может либо разбить, создавая активную «драматургическую цезуру», либо — наоборот, интенсифицировать, развиваясь, как бы контрапунктируя ему.

Приведем один только пример недостаточно действенной трактовки формы дивертисмента. В советском балете на со-временную тему, поставленном Ленинградским театром имени С. М. Кирова — «Тропою грома» Ю. Слонимского — К. Караева — К. Сергеева, в первой картине третьего действия есть дивертисмент, имеющий внешнюю мотивировку в самой обстановке действия. Происходит рождественский бал в доме белого предпринимателя Герта. Можно спорить относительно оправданности обращения в этом случае к старинным бытовым танцам — менуэту, гавоту, жиге или о правомерности сопоставления их с современными танцами — вальсом и рок-н-роллом. Это будет спор о стиле, вкусе, бытовом правдоподобии. Бесспорным остается одно: дивертисмент убедительно мотивирован в бытовом плане. Но драматургически он неоправдан, так как останавливает действие и притом не в момент его стремительного развития (что придало бы цезуре, предваряющей развязку, драматургическую напряженность), а после сцен, в которых действие и без того развертывалось в весьма умеренном темпе. Вот если бы авторы и постановщик на фоне бала показали бы подготовку побега Ленни и Сари (что. кстати сказать, дало бы повод сильно сократить последующую сцену, очень растянутую и по ситуации мало оправданную), цепь дивертисментных танцев драматургически «заиграла бы», создавая полифонию сценических положений.


Статьи по теме:
 Дягилев-"создатель" фокинских балетов
 Первые постановки
 Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна
 Разочарования в балете "Жар-птица"
 Современная тема в балете.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: