Летний Фестиваль Балета

Современная тема в балете.

Раздел: История балета
03-05-2021

Можно ли после широких массовых сцен, поставленных в приемах характерного танца и пантомимы, на фоне которых было естественным прохождение героев в их «будничном» облике, поставить такое адажио, требующее выразительных рисунков и романтических атрибутов классического танца, не изменяя их внешнего облика, оставляя на девушке шубку, а на юноше — шинель, саблю и заплечный мешок? Это было бы подчеркнутым натурализмом, который не только ослабил бы, но попросту убил бы содержание адажио. Еще нелепее было бы обращаться здесь к традиционной балетной униформе— к тарлатановым «пачкам», что привело бы не к противопоставлению смежных, родственных эстетических планов — действенного и эмоционального, а к разрыву действия на два полярных друг другу, эстетически взаимоисключающих плана.

Для моментов, кульминационных в эмоционально-психологической линии развития действия, необходим решительный отказ от какой-либо «бытовщины», от аксессуаров прозаических, или же — чрезвычайно скупое, а подчас даже условное привлечение этих аксессуаров. Необходимо далее нахождение таких форм костюма, которые, не изменяя облика героя до неузнаваемости, открывали бы простор для использования приемов классического танца во всем его полнозвучии. В опере подобной проблемы нет. Там обращение состояния героя из будничного в возвышенное, из спокойного в аффектированное осуществляется прежде всего и ярче всего средствами вокальной интонации. Зритель или, если хотите, слушатель верит или не верит подлинности такого обращения прежде всего в зависимости от убедительности слухового впечатления. В балете же, где переход героев из одного состояния в другое воплощается средствами «хореографической интонации», в первую очередь нужна зрительная убедительность образа. А она может быть достигнута лишь в том случае, если при смене хореографических приемов, характеризующей изменение состояния героев, не возникнет противоречия с их внешним обликом.

В этой связи нам хочется возразить противникам некоторых традиционных приемов старого классического балета, подлежащих, по их мнению, полному забвению или даже запрету, как якобы совершенно неуместных в современном реалистическом балете. Речь идет о приемах так называемого наплыва, трансформирующего действие из сферы реально происходящего в сферу воображаемого (сны, воспоминания, мечтания и т. п.) или, что будет точнее, о переключении, о смещении действия.


Статьи по теме:
 Балет и модернизм
 Жар-птица
 Балетные танцы
 Творческая деятельность Фокина в Америке
 Рискованная постановка

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: