«Барышня-крестьянка» создана Асафьевым совместно с постоянным либреттистом его балетов на пушкинские темыРаздел: История балета |
29-09-2024 |
«Барышня-крестьянка» создана Асафьевым совместно с постоянным либреттистом его балетов на пушкинские темы — Н. Волковым. Это — реалистическая пьеса камерного плана, рассчитанная на небольшой, но творчески инициативный состав участников. Актерский элемент играет существенную роль в балетмейстерском и режиссерском замысле Захарова, опирающемся на конкретные требования сценария и музыки. В этом отношении и произведение и спектакль, утверждающие лирико-комедийный жанр в балете, типичны для особенностей советской музыкально-хореографической культуры. Они не могли бы возникнуть в условиях дореволюционного балетного театра, и тем более не могли бы оказаться исполнительски по силам балеринам и танцовщикам старой формации.
«Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат», — писал молодой Пушкин в 1822 году в наброске статьи о русской прозе, а шестью годами позже в заметке «В зрелой словесности приходит время...» отмечал: «Прелесть нагой простоты так еще для нас непонятна, что даже и в прозе мы гоняемся за обветшалыми украшениями, поэзию же, освобожденную от условных украшений стихотворства, мы еще не понимаем».
Основное достоинство и принципиальная новизна балета «Барышня-крестьянка», как нам представляется, заключается как раз в том, что в нем налицо смелая постановка, а во многом и верное решение труднейшей для хореографии проблемы пушкинской прозы. Если в «Бахчисарайском фонтане» и в «Кавказском пленнике» тот же авторский коллектив достиг того, о чем применительно к поэзии мечтал Пушкин, то есть «освобождения от условных украшений» и «приближения поэтического слога к благородной простоте», то в «Барышне-крестьянке» этот коллектив добился именно «точности и краткости», «прелести нагой простоты», которые отличают тонко поэтичную и насыщенную мыслью прозу Пушкина. Конкретность и действенность мысли ощущаются в танцах и пантомимах балета. Они — в умении переплести реалистические подробности быта с наглядным изображением хода развития сюжета.
Ваганова — профессор хореографии — возглавляла кафедру преподавания классического танца Ленинградской Государственной консерватории
Увлечения М.Фокина
Балет и модернизм
"Фрамино"