В D-dur'Hoft мазурке Фокин проявил себя истинным художником своего времениРаздел: Балетмейстеры |
08-09-2024 |
В D-dur'Hoft мазурке Фокин проявил себя истинным художником своего времени, сплавив в едином образе поэтические и исторические приметы балетного романтизма 1830-х годов. Павлова неслась через сцену, пересекая ее из верхней кулисы но диагонали.
Танцевальная фраза состояла из трех jetes en arabesque с правой и левой ноги, разделенных воздушных бегом, и вмещалась в короткий музыкальный пассаж, создавая впечатление сплошного полета, который прерывался у нижней кулисы: исполнительница задерживалась на пальцах одной ноги в зыбкой смене первого арабеска на второй и скрывалась, чтобы, обежав за кулисами сцену, вылететь с другой стороны. Фраза повторялась фильмы, и всякий раз кордебалет сильфид, окружавший сцену, поворачивался вслед подруге, провожал ее полет плавными взмахами рук, создавая впечатление, что этот полет не прекращался и за кулисами.
В средней части мазурки танцовщица, стоя в позе летящего арабеска, акцентировала взлеты музыки, поднимаясь на полупальцы: раз, другой, третий... Она все усиливала угол подъема и вдруг, будто случайно вскочив на носок, замирала, уравновешивая позу взмахом рук. Фокин, рассчитывая на «стальной носок» современной ему исполнительницы, передавал здесь несмелые попытки танцовщиц 1830-х годов подняться в мягких еще гуфлях на кончики пальцев и хотя бы долю секунды удержать грудную позу. Чуть позже сильфида, словно осмелев, поднималась на пальцы уже к концу ряда подпрыгивающих поворотов и арабеск, постепенно сдерживая инерцию движения. Исторический этап в развитии техники женского танца обыгрывался как шикая поэтическая деталь.
Воскрешая прошлое, Фокин великолепно знал возможности современных исполнителей. Поручив главные партии «Шопенианы» трем выдающимся танцовщицам, он так талантливо воспользовался их индивидуальными качествами, что каждая из трех исполнительниц, составив часть художественного целого, в то же время являясь как бы миниатюрным портретом-характеристикой своей исполнительницы.
Н.И.Волков
Спектакли Петипа
О матери Фокина
Размышления о предтечах