Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлогоРаздел: История балета |
02-05-2022 |
Но вот что примечательно. Во всех приведенных случаях хореографический прием, подсказанный музыкальными формами, порожден не музыкой данных сцен. Здесь нет еще идентичности построения полифонии музыки и полифонии движения. То же можно сказать о блестящей новаторской хореографической находке Петипа в «Раймонде» — в вариации четырех кавалеров в последнем акте, представляющей собою своего рода эскиз хореографического фугато при отсутствии даже намека на имитационно канонический рисунок в четкой по ритму музыке с ее «пружинящим» пульсом, служащим великолепной основой прыжковому танцу.
Зато Фокин в своих многочисленных поисках танцевальной полифонии и полиритмии уже достигал органической согласованности в композиционных приемах музыки и стилистики.
Классический пример — это, конечно, половецкие пляски из «Князя Игоря». Их полиритмия и политемность как горизонтальная (в чередовании во времени), так и вертикальная (одновременно экспонируемая) в музыке и в хореографии образно совершенно тождественны. Больше того: динамический план того и другого, линии нарастания движений и музыкального темпа, хореографических акцентировок и sforzati в оркестре, общность кульминаций — все и логически, и эмоционально, и характеристически полностью> совпадает. Это и есть симфоничность танца, достигнутая в подлинном синтезе музыкальных и пластических образов.
Великолепно хореографическое многоголосие масленичного гуляния в первой и последних картинах «Петрушки» Стравинского — Фокина — Бенуа, опять-таки насыщенное полиритмией, политемностью, 1£а.лейдоскопичностью интонаций, метров, движений, жестов, красок, оттенков.





