НеискренностьРаздел: История балета |
20-09-2024 |
Какая может быть искренность, какая может быть глубина чувства, если все подчинено одному принципу: делать странно, необычайно, наоборот?
Если всегда считалось, что женщина должна быть женственной, а мужчина мужественным, то в немецком танце наоборот: женщина старается быть возможно грубее, делает резкие движения, топает плашмя босой ногой, сжимает кулаки... а мужчина грациозничает, крутит кистями рук и гораздо более похож на девушку, чем его партнерша.
1 Различные способы верчения.
2 Это относится не только к представителям немецкой школы танца, по ко всем дилетантам, создающим «новое» искусство «танца».
Я думаю, что исполнители модернистических танцев испытывают главным образом желание не отстать от моды, быть современными. В этом чувстве, и только в этом, они вполне искренни. Но разве это чувство может быть содержанием искусства? Разве можно все переживания человека заменить одной пустяковой, тщеславной мыслью: смотрите на меня, какая я оригинальная, какая я модернистка!
Вспоминаю один номер. Он назывался— «Ночь». Артистка ходила по сцене маленькими шагами, шурша по полу ногами точно так, как это делают дети, когда они играют в поезд. Корпус и голова прямые, недвижные. Руки согнуты в локтях, тоже по-детски изображая вертящиеся колеса или поршни цилиндров па паровозе.
Отчего это—«Ночь»? Так ночь никто не изображал, никто не чувствовал. Оригинально. «Ново». Но и артистка в этот момент не чувствует ночи, а чувствует свою оригинальность.
Во множестве ноктюрнов, стихотворений, картин ночь передала со всем разнообразием тончайших переживаний: тишина, грусть, одинокие мысли, страхи, кошмары, мечтания, надежды, любовь... но не детская игра в паровоз.
Как надо отойти от правды, опустошить свою душу, чтобы додуматься до такой «модернистической» интерпретации!
Представьте себе человека, который вам долго, старательно что-то рассказывает, что-то для него важное, дорогое. Вы слушаете. Он кончил. Вы ему любезно говорите, что это все замечательно, что он говорил, удивительно, но... вы совершенно ничего не поняли.
Размышления о балете
Кульминация развития образа Марии
О свободе режиссерского творчества
Дягилев-"создатель" фокинских балетов