Летний Фестиваль Балета

Целый переворот в хореографических вкусах эпохи произвела бравурная испанская качуча в исполнении знаменитой Фанни Эльслер

Раздел: История балета
08-11-2021

Подобная трактовка пантомимы в балете была не просто длительной цеховой традицией. Ее эстетическое обоснование можно отыскать еще в трудах философов XVIII века. Дидро в «Entretiens sur le fiis nature!» писал, что «танец относится к пантомиме, как поэзия к прозе или, скорее, как пение к естественной декламации». Но ведь и проза, чтобы быть воспринятой, должна быть прежде всего понятной. Так стал вопрос об утверждении в балете пантомимы действенной, доходящей до сознания зрителя безо всякого перевода, без какой-либо расшифровки. Первым из деятелей балетного театра теоретически его поставил Новерр. Он так же проводил резкую грань между танцем и пантомимой. «То, что мы считаем танцем и балетом, — писал он, — совершенно отлично от пантомимы. Танец — искусство «па», грациозных движений и красивых позиций. Балет заимствует у танца часть его очарования, искусство рисунка, форм и фигур». Однако «прозу» пантомимы Новерр считает необходимым насытить эмоциональностью, поднять ее до уровня общепонятного языка — выразителя ярких и сильных душевных побуждений. «Пантомима, — пишет он далее, — лишь искусство выражать в жесте чувства и душевные переживания. Движения жестов направляются страстью». «Установив эти различия, — заключает Новерр, — мы не станем смешивать этих трех вещей, совершенно отличных друг от друга по характеру. Эти вещи, собранные и соединенные, составляют действенный балет или драму-балет — пантомиму».

В первом же из своих широко известных «Писем о танце, балете и искусствах» Новерр выдвигает важнейший тезис о решающем значении для одухотворения танца пронизания его элементами пантомимы. Он пишет: «Танец в точном смысле слова ограничивается техникой па и методом движения рук. Поэтому его можно рассматривать как профессию, успех которой зиждется на ловкости, подвижности, силе и элевации прыжков. Но, когда к этим механическим движениям присоединяются пантомимические действия, танец приобретает жизненность, придающую ему особый интерес — он говорит, он выражает, он рисует страсти».


Статьи по теме:
 Модернистический танец
 В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»
 Печальное искусство
 Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героев
 Дягилев-"создатель" фокинских балетов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: