«Бахчисарайский фонтан» был балетмейстерским дебютом Р. Захарова.Раздел: История балета |
24-11-2024 |
«Бахчисарайский фонтан» был балетмейстерским дебютом Р. Захарова. С этим спектаклем в хореографию пришел балетмейстер-режиссер, в построении спектакля исходящий из общей концепции произведения, не «постановщик танцев», а один из полноправных и инициативных соавторов общего идейно-художественного замысла. Это был новый метод, утверждаемый в советском балете, метод, который в дальнейшем прочно привился в нем, на долгие годы стал руководящим, ведущим методом лучших балетмейстеров страны, в «Бахчисарайском фонтане» совсем не было обезличенных персонажей. Все действующие лица — главные и эпизодические, солисты и кордебалет, участники небольших групп и мимисты — были вовлечены в действие, стали живыми участниками разыгрываемой драмы. Татарин-лазутчик — проходная фигура в короткой сцене начала первого акта, военачальник Гирея — Нурали, старший евнух и пятеро его помощников, точно так же, как четверка старых и молодых панов, соревнующихся в танцах в «вариации соперничества возрастов» на балу князя Адама, да и сам князь Адам, отец Марии — подобные персонажи обычно являются в балете лишь «номенклатурными единицами» списка действующих лиц. В спектакле Захарова в каждом из них воплотился живой человеческий образ, фигура, выполняющая свою, только ей приданную, функцию в драматургическом развитии целого. Проблема режиссуры, поставленная в балетном театре Захаровым в «Бахчисарайском фонтане», сама по себе была тем ключом, без которого в советской художественной практике немыслимо было бы осмысленное и убедительно сценическое прочтение Пушкина.
Другой существенной чертей принципиального значения была утверждаемая в спектакле система образной трактовки танца, не отрываемого от основных корней хореографической классики, и в то же время вбирающего в себя элементы пантомимы — «...танцы, строящиеся как монологи и диалоги, в которых актер разговаривает не условными жестами «глухонемых», а танцевальным движением, которое становится но-сителем мысли и чувства в кругу отношений между действующими лицами», как говорит балетмейстер. Система эта так же широко утвердилась в советской хореографической практике, став необходимой предпосылкой для перевода на язык танца литературных произведений большой идейной значительности. Оправдав себя в «Бахчисарайском фонтане» в приложении к творчеству Пушкина, она впоследствии была применена советским балетным театром в его опытах «хореографизации» Лермонтова, Гоголя, Бальзака, Лопе де Вега, Шекспира и других величайших поэтов, писателей и драматургов различных времен и народов.
Хореографический образ спектакля
Жанровый и комедийный элементы
Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого
"Фрамино"