Летний Фестиваль Балета

Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образования

Раздел: История балета
30-04-2021

Именно в этой стадии занятий ученице прививается способность и навыки актерского сознания: умение конкретно осмыслить и передать образное или же сюжетное назначение отдельного танцевального приема и логической связи ряда приемов. От четкого произнесения отдельных «слов», от умения придавать одним и тем же па различное, требуемое данным моментом данного танца содержание танцовщица переходит к творческому овладению свободно льющейся живой хореографической речью, наделенной всеми дополнительными выразительными средствами от жеста до мимики.

Нам думается, что как раз здесь и сказывается с особенной отчетливостью и полнотой творческая сущность вагановской системы, направленной против беспредметности, абстрактности танца, к преодолению в нем черт импрессионизма, к утверждению оптимистического, волевого и, в особенности, героического его начала Художественное осмысление виртуозности, конкретизация в образах высших форм танцевальной техники черта, присущая всем выдающимся советским балеринам, вышедшим из класса Вагановой. И приобретается она уже в старших классах, занятия в которых Ваганова всегда ведет сама — в творческом, подъемном темпе прививая своим ученицам не только отточенное техническое мастерство, но и самую эстетику действенного танца, призванного служить целям создания правдивого реалистического спектакля.

Танцевальный урок, проводимый самой Вагановой, глубоко поучителен. Он основан на той же последовательности смены типов движений, — от простейших к наиболее сложным, как и самая программа всего курса. Он словно воспроизводит в убыстренном темпе весь учебный процесс, начиная от упражнений у станка, даваемых для разогревания мышц, до широкого комплексного творческого использования сложнейших комбинаций движений. По словам одного из педагогов-училища, многократной свидетельницы занятий, которые проводит Ваганова, «основное, что определяет урок Вагановой — это танцевальность... Танцевальный темп — в противоположность сухому экзерсису, подменяющему собой нередко на учебных занятиях подлинный танец, — вот «линия» ее урока.


Статьи по теме:
 Советский балет 1930—1940-х годов
 Природа балета.
 Балет и модернизм
 Лексика национального танца
 Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: