Роли Г. С. Улановой в советских балетах.Раздел: История балета |
29-10-2024 |
В адажио нарастание чувства раскрывает еще сильнее и определеннее образ Марии. Язык арабесков приобретает гибкую выразительность. Линии стелются, вытягиваясь, простираясь по прямой, поднимая красивый жизненно правдивый вихрь сменяющихся настроений. Быть может, именно здесь иногда хотелось бы взлета, новой и сильной краски — пируэта, чистого замкнутого круга. Но Уланова стремится обосновать и оправдать лаконизм хореографической характеристики, данной балетмейстером. Она ищет и находит его в стройной цельности, собранности и душевной скромности самой натуры Марии. Правдивый штрих: танцуя, девушка доверчиво и нежно прижимается к груди юноши, точно отдает всю себя под его опеку, затем отстраняется от него, любуясь им, и снова всем существом тянется к нему. В этом проявляются естественные порывы возникающей душевной близости.
Портрет артистически завершен в конце акта — в сцене бегства Марии и Вацлава, появления Гирея, схватки между Вацлавом и Гиреем, убийства Вацлава и поразительной по силе драматизма мимической сцене между Марией и Гиреем. Эта концовка (так же как и вся картина стихийного набега татар с искусно ритмизованной битвой)—одна из блестящих удач Захарова, свидетельствующая о том, что сильной стороной его режиссерско-балетмейстерского дарования является способность к динамически-действенной организации больших массовых сцен. Здесь безусловно сказалось воздействие на творческую мысль постановщика фокинских массовых танцевальных композиций с их лентообразными хороводными сплетениями движений, соединяющих в себе целостность единого плана с многообразием характеристических штрихов.
В концовке акта танца нет. Движения тоже нет. Убив Вацлава, Гирей кидается к Марии — своей военной добыче, срывает с нее шарф и... застывает, потрясенный, ослепленный, обезоруженный ее красотой. Мйзансцена развертывается на фоне пылающего, рушащегося замка, только что служившего местом пышного празднества.
Балет "Петрушка"
О постановке "Дафниса и Хлои"
Вмешательство Дягилева в балет
Способности и любовь к танцу М. Фокина