Относительно мимикиРаздел: История балета |
15-08-2024 |
Относительно мимики: она сохранилась в том виде, какою была при постановке, то есть никто в балет не внес за мое отсутствие никаких рассказов, никакой старомодной балетной жестикуляции, никаких условных жестов, за одним исключением. Об этом я должен помянуть, дабы будущие исполнители не думали, что «Фокин так поставил». Иван-царевич (это был Л. Ф. Мясин) перед тем, как разрубить ворота, обращаясь к публике, говорит: «мне пришла в голову идея!..» Он показывает рукой на себя, потом прикладывает палец ко лбу, потом подымает этот палец вверх «в небо»... Совершенно то же самое и точно так же делает Пьеро в моем «Карнавале». Там идея поймать бабочку. Здесь — разрубить ворота. Конечно, таких жестов в «Жар- птице» я не ставил. Все эти жесты уместны для Пьеро. Палец в лоб, палец в небо — это очень подходит к Пьеро. Совсем другое в роли царевича. Он с публикой не говорит. Для него публика не существует. Он любит, взволнован. Ему не до пальца. Стиль постановки, темперамент изображаемого лица, все совершенно иное в «Жар-птице» и «Карнавале». Такие вставки, такие переносы из одного моего балета в другой их очень портят. Я имел с Мясиным одну короткую репетицию и, кажется, успел восстановить эту сцену, как и некоторые другие моменты роли. Он охотно шел мне навстречу. Но сколько лет роль исполнялась в измененном виде!
Еще в балет было внесено то, что я называю «ритмоманией», то есть передача движениями отдельных музыкальных нот, но об этом я говорю в специальной главе. *
Оглядываясь теперь на тридцатилетнюю «Жар-птицу», я чувствую: этот балет никогда не был вполне таким, каким я его задумал, а с годами дошел до такого состояния, что для меня стало мучительным видеть это мое когда- то любимое детище. Все же он имел успех и продержался уже 30 лет. Если бы мне еще удалось когда-нибудь его поставить, не «ремонтировать», а действительно поставить так, как он был задуман, я уверен: «Жар-птица» ожила бы, засияла. Много Стравинский написал балетов, но ни один из них мне не представляется столь прекрасным. В «Петрушке» — сила, экспрессия, характерность, оригинальность. В «Жар-птице» — поэзия и красота. Этот балет достоин сценического воплощения без всяких экономических и тому подобных, чуждых искусству соображений.
Рождение нового балета
Мысли о балете
Природа балета.
Музыкальная культура балета