Дягилев-"создатель" фокинских балетовРаздел: История балета |
01-08-2024 |
Если бы Дягилев, приглашая меня поставить для антрепризы его, которая должна была открыть сезон в мае 1909 г в Париже, балеты, уже мною созданные в С .Петербурге, и еще танцы из «Игоря» и ряд других танцев, сказал бы, что он их покажет в Париже, но при этом поставил бы условием, что они должны будут из фокинских балетов превратиться в дягилевские балеты, то я, конечно бы, не согласился на такую комбинацию. Но тогда не только мне, не только всем близким к театру людям, но и самому Дягилеву не могло прийти в голову, что он, беря готовые вещи и с ними завоевывая Париж, сделается потом создателем этих вещей. Засмеялись бы в то время в СПетербурге, если бы кто-нибудь сказал, что Дягилева будут со временем прославлять как творца балета, балетмейстера, хореографа! Что в Британскую энциклопедию его имя войдет как имя реформатора балета и его лучшим творением будут названы... «Карнавал» и другие]мои балеты. *
Всем и самому Дягилеву было ясно, что он антрепренер, организатор, замечательный организатор, но что он никогда не творил и не должен творить в области искусства.
Но вот наступает счастливое завершение общих трудов — успех, триумф в Париже, и все меняется. Потом уже приходят к названию «Дягилевский балет». «Киззе» откидывается, и эти два слова употребляются уже не как название антрепризы (что было бы справедливо), а в смысле направления в искусстве, которое оно будто бы приняло по воле одного лица, а именно Дягилева (что уже совершенно несправедливо). Но некоторым поклонникам Дягилева и этого мало. Постепенно они хотят настоять на том, чтобы имя Дягилева носила не только антреприза, не только направление балета, но и каждый балет, который давался в этой антрепризе. Такой подарок пишущим ничего не стоит, он делается главным образом за мой счет, и это никого, кроме меня, не волнует.
«Карнавал» мой поставлен для вечера журнала «Сатирикон» по просьбе г.г. Корнфельда и Потемкина, и было бы (если уже не хотят назвать его фокинским балетом) логичнее (хотя тоже несправедливо') назвать его сатириконским, корнфельдским, потемкинским балетом или теляковским (так как директор императорских театров Теляковский купил право на постановку ранее Дягилева). Но его называют «дягилевским».
Известный теперь под именем «Сильфиды», мой балет «Шопениана» был поставлен для благотворительного общества в СПетербурге в 1907 году. Потом для ученического спектакля в СПетербургском Театральном училище, затем для Варшавского государственного театра, для императорского Мариинского театра в СПетербурге и лишь потом, в 1909 году, Дягилев купил у меня право постановки этого балета с переименованием его в «Сильфиды». Почему никто не называет этот балет по имени Теляковского, директора императорских]театров, или Мысовского, инспектора Театрального училища, или по имени директора Варшавского театра, или директора благотворительного учреждения? Почему, миновав этих всех лиц, пользовавшихся моим сочинением, называют его дягилевским балетом, то есть именем человека, который был пятым по счету среди купивших право его пользовать? Не перечислить всех лиц и дирекций, которые пользовали этот мой балет, но никому из них в голову не приходило ставить свое имя под моим сочинением, никому, кроме Дягилева.
Пестрый перечень некоторых фокинских постановок
Размышления о балете
Рискованная постановка
Взаимодействие движения и звука