В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»Раздел: История балета |
26-11-2024 |
Подобную функцию выполняют и вводные интермедии, связующие отдельные сцены, — первая («письмецо»), отведенная характеристике Параши («шьет, моет, вести переносит, поношенных капотов просит»...), и вторая («Дворовая баба с Филькой и Васькой. Жалобы»), Эту функцию легко уловить также в методе сопоставления сцен, передающих разные грани единого помещичьего крепостного быта. Например, в сопоставлении четвертой сцены — в гостиной — с ее гавотными и вальсовыми ритмами урока танцев (у Нулина — вариации на мелодии песенки Беранже, у Натальи Павловны— в стиле бержеретты) и сцены шестой — в людской, где под гитарную игру буфетчика веселятся дворовые.
Еще шире и подробнее развернут показ бытовой повседневности в «Гробовщике», где в центральной сцене «серебряной свадьбы» сапожника выведена целая галерея ремесленного люда — часовщик с часами-органчиком, кружевница, шапочник, булочник и булочница, торговка, вышедшая из бани с веником в руках и, подумав, приставшая к шествию гостей, будочник Юрко с алебардой. Прозаизмы быта подчеркнуты такими ремарками, как «воз с пожитками гробовщика тянут две клячи» (в увертюре) или же «баба проходит с коровой» (в сцене после ухода гостей в дом сапожника). Все это указывает на то, что в замысле балета Асафьева несколько утрированы приемы повести Пушкина, своим реалистическим тоном и духом в свое время остро полемизировав- шёл с чувствительными повестями о бедняках и «романами ужасов». Для композитора это тоже метод острой творческой полемики. Пушкин дискутировал с Шекспиром и Вальтером Скоттом, указывая на то, что «из уважения к истине» не может «следовать -их примеру» — представлять «гробокопателей людьми веселыми и шутливыми, дабы сей противоположностью сильнее поразить наше воображение». Асафьев дискутирует с традицией фантастического в старом романтическом балете, стремясь дать ее разоблачение, показать ее вымышленность и окружить мнимо фантастическое конкретной реальностью «вещного», материализованного быта.
Неискренность
Роли Г. С. Улановой в советских балетах.
«Барышня-крестьянка» создана Асафьевым совместно с постоянным либреттистом его балетов на пушкинские темы
Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого