В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»Раздел: История балета |
26-11-2024 |
Во всех перечисленных балетах речь идет о жанровых приемах, существенно отличных от образного языка поэмно-романтических балетов Асафьева — «Бахчисарайского фонтана» и «Кавказского пленника». В первых трех из них автор идет к обобщениям через конкретное раскрытие «прозы жизни» в ее красивых и некрасивых, значительных и незначительных деталях. Характеры выведены непосредственно из социальных условий, повлиявших на их возникновение и развитие, даны в теснейшей связи с последними. Все три балета представляют собою картинки русского городского и помещичьего крепостного быта начала прошлого века, причем элементы внешне живописные, вошедшие уже традицией в «обстановочный обиход» русского музыкального театра (охоты, гулянья), уравнены по своему значению в замысле целого с тем, что принято было всегда считать «изнанкой быта» и показа чего, как правило, почти всегда избегала музыкально-сценическая литература прошлого.
В «Нулине», например, охота дана лишь заставкой, в коротком прологе на валторновых перекатах рогов и в небольшой реприз€ возвращения барина (восьмая сцена). Но и в том и в другом случае декоративное фанфарное начало тотчас же уступает место реалистическим приемам «введения в неприкрашенный быт»: за коротким праздничным прологом следует сцена сборов на охоту, в которой рога перекликаются уже не парадно, а буднично, «по-деловому», отдельными репликами. Чувствуется: дворовые усердствуют, выполняя повинность, опасаясь оплошности, чреватой расправой со стороны барина. Приготовления к отъезду (характерна ремарка автора: «Холодно. Псари переминаются с ноги на ногу. Греются») идут на фоне типических картинок дворового быта. Здесь собраны в одно лаконичные, меткие характеристические штрихи, разбросанные рукою поэта по разным местам стихотворной новеллы. То это сценка, описывающая, как «шла баба через грязный двор белье повесить на забор», в которой живое участие принимают мальчишки на побегушках Филька и Васька, в поэме упоминаемые лишь в возгласе Натальи Павловны. То это мизансцена помещика и Параши, которая «порою с барином шалит, порой на барина кричит». Так сюжетно второстепенное приобретает значение образно и характеристически первостепенного в качестве приема бытописания, позволяющего увидеть и понять историческую и социальную обусловленность сюжетной ситуации.
Вмешательство Дягилева в балет
Репертуар характерных танцев
Первые русские сезоны
Традиции старого французского балета