В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»Раздел: История балета |
27-11-2024 |
Мы уже говорили о принципиальной стороне органического сближения классического и русского национально-характерного в хореографической работе В. Варковицкого. Добавим, что дебютант-балетмейстер достиг этого в нескольких различных аспектах: и в крупных ансамблевых номерах, например в превосходно поставленной «русской рапсодии», открывающей четвертый акт под звуки вариационно разработанной песни «Во поле березонька стояла»; и в отдельных танцевальных штрихах, разработанных в партиях поповны и попенка, в пляске-беге зайца под балалаечный наигрыш Балды; наконец в целостной разработке всей партии главного героя. Многообразное раскрытие национального начала сказывается и в другом: в одинаково свободном обращении и к сфере русской лирики с ее задушевностью и прямотой открытого сердца (в этом отношении показательны сцены поповны и Балды и, в особенности, лирический дуэт первого действия с красиво вмонтированными в танец движениями «перебираемой» гармони), и к стихии молодечества и удали, и к области острого юмора, словом, к типическим чертам, в совокупности образующим русский национальный характер. Быть может кое в чем авторы спектакля в этом смысле даже выходят за пределы тона и стиля пушкинской сказки, выдержанной в едином сатирическом обличительном плане. Но это оправданно. Переданным оказывается общее отношение Пушкина к народной поэзии. В спектакле предстает раскрытой русская народносказочная стихия во всей ее эмоциональной и психологической многогранности.
По сравнению с поэтическим первоисточником в балете существенно усилено пародийное начало. Там, где стимулом к такому усилению пародийности служат предпосылки идейного порядка, оно дает положительный эффект. Это относится прежде всего к образу попа, почти карикатурному по характеру примененных к его обрисовке танцевальных, пантомимических и музыкальных приемов. Удары колокола, гнусавый, «молебственный» причет фаготов столь же «предметны» в качестве приема обличения, как и переходы от трепака к тяжеловесно имитируемой классике танца попа в сцене «расплаты Балды с попом», заключающей балет. Менее оправданна пародийность там, где она предстает самоцельной, а не продиктована соображениями, относящимися к самому содержанию сказки. Такой абстрактной и потому нарочитой пародийностью отличается танец кобылы («которая и на лошадь-то не похожа» — как говорится в либретто), приобретаемой на ярмарке попом. Есть она и в мизансценах второго действия, изображающих шалости и потасовки попенка и поповны, в результате которых удары и щелчки достаются попу. Присутствует она и в шаржированной клоунаде сцены на дне морском.
Либретто балета "Омфала"
Система создания балета
Последняя тринадцатая картина балета полна глубокого и просветленного трагизма
Первые русские сезоны