Перевес в хореографической партии Джульетты элементов «партерной» техникиРаздел: История балета |
31-10-2024 |
Но вот — в паре с Парисом — проходит Джульетта. Музыка просветляется и одухотворяется. В ровном трехдольном шаге слышится усвоенная воспитанием покорность. Девушка еще не знает будущего жениха. Он для нее чужой и не вызывает никаких чувств — ни симпатии, ни антипатии, ни простого любопытства. Но она послушна родительской воле. У нее нет и мысли о неповиновении. Этот короткий проход в танце — один из трогательных эпизодов в развернутой сценической экспозиции образа, воплощаемого Улановой.
Встреча с Ромео — кульминация этой экспозиции. Здесь и завязка любви и завязка драмы. Композитор назвал музыку этой сцены дуэта «Мадригалом», но не в смысле стилизации распространенных в Италии XVI века хоровых композиций, носивших это наименование, а как символ лирического излияния, любовной исповеди. В певучем изложении струнных инструментов (скрипок и альтов) проходит новая музыкальная тема, полная трепетной нежности и затаенного огня. Встреча описана композитором как бы глазами Джульетты: в «Мадригале» звучат ее темы, но только лирические, нежно-созерцательные, поэтически-возвышенные. Исчезли шаловливые ритмы, интонации смеха, эмоции игры, ранее характеризовавшие Джульетту-девочку.
В этом адажио, скромном по количеству па, но полном настоящей танцевальной выразительности, Уланова с удивительной тонкостью раскрывает радостное и светлое пробуждение чувства любви, чуждаясь сильных эмоциональных вспышек, выказывая глубину и затаенность очень большого и потому очень целомудренного переживания. Именно здесь возникает перед нами, рождается характер смелой, решительной девушки — итальянки времен Ренессанса, характер, раскрываемый актрисой в ярком пластическом выражении. Лицо Ромео поразило ее воображение и, разумеется, не только красотою правильных черт, не одним обаянием торжествующей молодости.
Балет и модернизм
Хореографический образ спектакля
Репертуар характерных танцев
Балетные танцы