Летний Фестиваль Балета

Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна

Раздел: История балета
19-09-2022

Все эти «голоса», звучащие раздельно и даже фрагментарно у Холфина и Василенко, у Ковтунова и Сорокина, сложены в целостный полифонический узор в балетах Асафьева—Лавровского и Асафьева — Захарова (оба спектакля сделаны на основе композиционно стройного либретто Н. Д. Волкова), представляющих собою как бы два музыкально-хореографических варианта одной драматургической концепции. Различия этих вариантов следует искать не в структурных моментах, хотя последние сильно рознятся друг от друга: у Лавровского (Ленинградский Малый оперный театр) спектакль открывается тремя картинами пролога, изображающими петербургскую жизнь героя, а затем уже следуют три кавказских акта; у Захарова (Большой театр Союза ССР) действие начинается сразу в черкесском ауле, и петербургская сцена дается приемом наплыва, «овеществляя» рассказ пленника о своем прошлом.

Оба приема закономерны. Оба основываются на расшифровке прочитанного «между строк» скрытого социального мотива поэмы. В спектакле Захарова этот мотив дан «вторым планом» как фон к живой драме пленника и черкешенки. У Лавровского он звучит громче и настойчивее. Он «инструментован» сильнее. И дело не в том, что именно с него балетмейстер начинает сценическое повествование, и даже не в том, что он проводится масштабнее—на протяжении целых трех картин. Дело — в приеме танцевального раскрытия целостной драматургической линии.

Именно здесь и обозначается различие обеих версий, пожалуй, в равной мере идейно и художественно ценных, но основанных на разных творческих методах. В то время как Захаров строит спектакль не только как балетмейстер, но и как режиссер, находчиво изобретая и логично чередуя мизансцены и танцы, Лавровский в основном ограничивает себя ролью балетмейстера, но в этой сфере находит действенные приемы чисто танцевального развития сценических образов и положений.


Статьи по теме:
 Новый балет
 Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе
 Разочарования в балете "Жар-птица"
 Триумфальный успех Русского балета
 Балетные танцы

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: