Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героевРаздел: История балета |
17-11-2024 |
Другой пример — большое адажио второго акта, лирический дуэт, являющийся его центральной частью. И музыка Адана и хореография дуэта созданная Коралли и Перро (индивидуально преломленная М. Петипа в русской версии балета), насквозь напевны. Его музыка, распадающаяся на несколько эпизодов — Larghetto — Andantino — Allegro — Vivo, «вокализирована» по характеру интонаций. И пластически оно мелодично. На первом плане — женская партия, сотканная из текучих, вибрирующих линий, из выразительных эволюций и поз на руках кавалера. Движения поют, скользя от позиции к позиции, от одного положения к другому. С изяществом переливаясь одна в другую «звучат» раздельные пластические ноты — тона, складываясь в певучую, исполненную чувства мелодию.
Думается, что такие моменты, активизирующие действенную роль музыкального начала в балете, и привлекли раньше всего внимание молодого Чайковского. Сама по себе музыкальная ценность того или другого номера «Жизели» не выделяла это произведение из ряда современных ему опусов в смежных жанрах. Более того: именно эти моменты, думается, и обусловили прочное бытование данного балета на русской сцене и послужили исходной точкой для его русской исполнительской традиции.
Еще ярче, собраннее, зрелее отмеченные отличительные черты французской балетной музыки выступили в балетном творчестве Л. Делиба. О музыке «Сильвии» Чайковский в свое время (кстати сказать, всего годом позже парижской премьеры балета и уже после создания «Лебединого озера») отозвался как о «в своем роде гениальной». В расширении и углублении задач определенного театрального жанра, в развитии симфонических черт балетной музыки «Сильвия» сыграла существенную новаторскую роль.
Последняя тринадцатая картина балета полна глубокого и просветленного трагизма
Балеты на пушкинские темы.
Мимические сцены
Жар-птица