Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героевРаздел: История балета |
13-10-2024 |
Нередко в подтверждение музыкальных достоинств балета Адана «Жизель» приводится высокая оценка, данная музыке этого балета Чайковским. Мне думается, что столь чуткий композитор и столь вдумчивый эстетик, интересующийся хореографией практически, каким был Чайковский, должен был оценить партитуру «Жизели» в первую очередь за то принципиально новое, что она содержала в качестве драматургической канвы балета.
О каких качественно новых моментах здесь можно говорить? Прежде всего о характеристике состояний действующих лиц и изменении этих состояний в музыке самих танцев, а не только в той части музыки, которая имела в балетном спектакле фабульно-разъяснительное, связующее назначение и приходилась на пантомимные моменты, антракты и интермедии.
В сцене знакомства Жизели с отцом невесты Альбера — Батильды, когда юная поселянка рассказывает им о своей жизни, в музыке проходят короткие фрагменты мелодии, которыми далее характеризуется сцена сбора винограда («по утрам я тружусь», как бы говорит Жизель) и только что отзвучавшего вальса («а вечерами танцую»), Лейтмотивная драматургия, данная здесь еще в рудиментарном виде, становится ощутимее в сцене сумасшествия. В кратком эпизоде воспоминаний под звуки пасторальной музыки начала первой картины (там они сливались с беспечно-шаловливым движением качающейся фигуры pas ballettee) Жизель пытается воссоздать в своем омраченном сознании идиллический светлый мир, которым она раньше жила.
Наследие Фокина
Дуэт с Евгением и заключительная монологическая
Система создания балета
Театр Фокина