Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героевРаздел: История балета |
13-10-2024 |
Здесь важно установить основную тенденцию, на практике выявляющуюся у разных представителей одного направления в весьма широкой «амплитуде колебания». Уже Вигано — один из основоположников итальянской балетной пантомимы, подходил к метрическому и темповому богатству музыки глубже, использовал его гибче и разнообразнее, чем его предшественники Джиойо и другие. Вынесенная на первый план, подчеркнутая и в образном содержании музыки и в танцевальном исполнении организующая роль ритма, по-разному осмысляемого, по-разному используемого, стала здесь вкладом итальянской школы во всю мировую хореографическую практику. В танцевальном исполнительстве линию ее развития можно было бы проследить от эпохи Пелозини и Монтиччини, выдающихся танцовщиц конца XVIII столетия, до эпохи Леньяни и Цукки. Можно было бы распознать ее корни в определенных сторонах отточенного искусства некоторых выдающихся русских танцовщиц, например Преображенской. Все ученицы Чекетти, прямые или «косвенные», с которыми он занимался не как педагог, а в качестве репетитора, впитали эту чеканность — звонкость и четкость — и гибкое разнообразие оттенков итальянской ритмики в танце. Мы найдем ее открытое выражение не только в партитурах Ц. Пуни и Л. Минкуса (их роль — именно в этом смысле — в эволюции музыкально-хореографической культуры — до сих пор недооценивается), но и в балетном творчестве Дриго и даже Чайковского. Напомню хотя бы «неаполитанский танец» в «Лебедином озере».
Ограничусь только одним примером. В коде пролога балета «Спящая красавица» — Allegro giusto — «задан» быстрый двухдольный метр. Четыре приготовительных такта устанавливают «метрическую сетку»: на сильных долях — удары треугольника и после каждого удара синкопированные фигуры сначала виолончелей, затем альтов по три восьмых, объединенные в каждой из групп одним смычком. Эта «метрическая сетка» остается нерушимым ритмическим фоном всей хотя в дальнейшем и обогащается новыми
элементами (триоли, шестнадцатые).
«Бахчисарайский фонтан» был балетмейстерским дебютом Р. Захарова.
Отличия первой постановки от второй
Модернистический танец
Перевес в хореографической партии Джульетты элементов «партерной» техники