Летний Фестиваль Балета

Цельными балеты Фокина делала именно пластика

Раздел: Балетмейстеры
13-05-2021

Отказываясь от выворотности ног (в частности, от второй позиции), от чеканности танца, требующей стального носка, Фокин по сути дела посягал на способность танца подняться через виртуозность к обобщениям абстрагированного порядка, подобным обобщениям музыки и на них опирающимся. Он не признавал движение как эквивалент музыкального звука, обретающий смысл только в контексте музыкально-танцевальных фраз. Движение равнялось для него жесту и, значит, взятое само по себе, должно было нести одну определенную смысловую задачу, хотя бы и обобщенную, как «стремление ввысь, вдаль».

Но субъективные взгляды художника далеко не всегда выражаются сполна в объективной сущности его произведения. Стилизаторские задачи изобразительного толка, вызвавшие к жизни «Шопениану», дали итог куда более значительный и общий, чем предполагал Фокин. Подтвердилось, что изобразительность в хореографии, как и в других искусствах, противостоит выразительности лишь в известных пределах, а именно в тех, в каких возможно судить о ведущей роли того или другого из этих двух спорящих, но неразлучных начал.

«Шопениана» оказалась не просто изящной стилизацией на романтические темы. Воскрешая стиль романтической хореографии, Фокин — скорее невольно, чем намеренно,— воскресил и ее «душу живу», с той, однако, существенной особенностью, что тут же коснулся новейших дум своего времени. Отсюда усеченность романтического конфликта между мечтой и действительностью, интерес лишь к одной стороне этого конфликта, связанной с иллюзорностью мечты, с неуловимостью идеала. Отсюда и многозначная содержательность образов, уходящих от буквальности, и многозначность собственно танцевальных средств, что бы сам Фокин ни заявлял на сей счет.


Статьи по теме:
 Воспоминания о сестре Соне
 Затруднения у артистов
 О.И.Карсавина
 Объяснение с Дягилевым
 Оркестр В.В. Андреева

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: