Летний Фестиваль Балета

Жанровый и комедийный элементы

Раздел: История балета
16-11-2019

Уже те групповые entrees, изображающие «выход» людей «низкого» звания — жонглеров-фокусников, всякого рода ремесленников, слуг, поваров, кухонных мальчиков, нищих, воров и разбойников, которые практиковались во французском придворном балете XVII века и, в частности, в мольеровских комедиях-балетах, несли с собою вторжение характерности в атмосферу строго этикетных и выдержанно-классических танцев. Конечно, назначение этих entrees было пародийное, носило характер социального, а нередко и политического шаржа или памфлета, так же, впрочем, как и «изображения» аристократов в народной хореографии ярмарочных балаганных театров. И то и другое было яркими примерами выражения классового антагонизма в художественно-образной форме.

Пусть дворцовая аудитория относилась к этим entrees как к диковинной экзотике. Пусть народный элемент в движениях и позах был при этом утрированно-сатирическим, издевательски гротесковым. Все же с этим элементом в придворный балетный театр вторгалась та естественность, о которой в цитированных выше словах говорит Блазис, называя, ее присущей веем народам и во все времена. А вместе с этой естественностью, обуславливаемые ею, возникали и конкретная образность, и жизненная правдивость, и действенность.

Приток свежей народной крови, вливаемой в формы профессионального хореографического искусства, был неравномерным, но постоянным и животворным. Он-то и способствовал неуклонному обогащению форм классического танца. В творческой биографии последнего зарегистрированы даты зарождения антраша (1730 год, что связывается с именем танцовщицы Камарго, впервые укоротившей юбку в танцевальном костюме, и 1750 год — с именем танцовщика Лани): изобретения пируэта (1766), честь которого приписывается танцовщице Гейнель; введению приема rond de jambes Гарделем и Вестрисом. Однако все эти разновидности танцевальных па задолго до приведенных дат уже бытовали в «низовом» народном танце, разумеется, в совсем иных «интонационных» и «дикционных» выражениях, в гораздо менее изысканной и технически отшлифованной манере произнесения, но зато и в неизмеримо более конкретном — образном и сюжетном содержании.


Статьи по теме:
 Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе
 «Шопениана»
 Мимические сцены
 Целый переворот в хореографических вкусах эпохи произвела бравурная испанская качуча в исполнении знаменитой Фанни Эльслер
 2-я картина "Омфалы"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: