Жанровый и комедийный элементыРаздел: История балета |
22-03-2024 |
К рассмотрению всех этих вопросов нельзя подходить внеисторически. Чтобы найти верные ответы на них, необходимо в каждом отдельном случае учитывать историческую обстановку, социальные факторы, обусловившие появление тех или иных идеологических тенденций и выражающих эти тенденции эстетических течений. И прежде всего надо помнить об общенародных корнях танцевального искусства в целом.
Насколько можно судить по свидетельствам философов и писателей древности, — по высказываниям Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Ювенала, в особенности Лукиана, и по более поздним источникам, обобщающим данные античной литературы, — относящимся к области танцевального и пантомимного искусства, от Менестрие до Эммануэля, элементы классичности и характерности в античном пластическом искусстве сосуществовали привольно и органично. Это подтверждается и такими наглядными, в буквальном смысле этого слова, доказательствами, как мотивы фресок, барельефов, горельефов, изваяний и статуэток, вазовой живописи. Оба круга средств пластической выразительности, по-видимому, пришли в древнюю Грецию из еще более исторически отдаленных очагов средиземноморской и ближневосточной культуры, возникнув там в своих первоэлементах или в качестве составных мотивов совсем иной танцевальной практики.
Разумеется, и элементы классики и элементы характерности в античном танце сильно отличались не только от того, что понимается под этим в дастоящее время, но и от хореографических представлений, существовавших на заре европейского балетного искусства в XVII столетии. Это были не более, чем рудименты будущего балетного искусства, в которых выразительность чистой пластики преобладала над виртуозностью. «Лексический» фонд античного танца был, по- видимому, еще весьма ограниченным, но он сочетал типы движений, содержащих предпосылки и к классике и к характерности в нашем толковании этих понятий. И в этом сказывался синкретизм, свойственный античному искусству вообще. Подтверждение этой мысли мы находим и в литературных, и в скульптурных и живописных памятниках, относящихся к V—IV векам до нашей эры и более поздних.
Второе действие "Дафниса и Хлои"
Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героев
Нет худа без добра
Работа Л. П. Толстого «Что такое искусство?»