Зависимость от вкуса публикиРаздел: Постановки балета |
24-01-2024 |
Все покровители искусства — папа Лев X, Людовик XIV, Лоренцо Великолепный — восхвалялись, превозносились, им ставили, вернее художникам заказывали их памятники, но никто из них не считался творцом в искусстве.
Если по желанию папы Льва X Микеланджело в последнюю минуту, когда Давид был поставлен уже на площади, подчистил нос своему мраморному юноше, то никто не подумал назвать папу творцом этого шедевра. А ведь вмешательства, гораздо меньшие, чем подделка носа, дают право поклонникам Дягилева приписывать ему руководство художниками и делать даже из него творца.
Проработав несколько лет в антрепризе и никогда не получая не только советов, но и намеков о пожеланиях Дягилева, я читал позже, каким он оказался замечательным руководителем художников и балетмейстеров. Хотелось узнать те факты, на которых эти утверждения основываются. Много восторгов, удивлений, восклицательных знаков, но... где же факты? Их нет. После долгих розысков я нашел в книге Карсавиной описание, как Сергей Павлович сказал ей по поводу роли Эхо в балете «Нарцисс»: «Таточка, не прыгайте. Я представляю себе эту роль как плавные движения...» Сказал он это, проходя мимо, после репетиции. После репетиции, это значит, после того, как я, балетмейстер, показал много раз движения Карсавиной, а она, как исполнительница (она была всегда точной исполнительницей в моих постановках и никаких вольностей не допускала), много раз проделала те же движения. Дягилев смотрел репетицию и понимал характер постановки, которую я создавал. Как же он мог сказать танцовщице «Таточка, не прыгайте», если я поставил прыжки? Или как бы Тамара Платоновна могла прыгать, если бы я прыжков не поставил? И это все «руководство», которое мне удалось найти в книгах о Дягилеве, написанных его сотрудниками.
Процесс сочинения
Поиски призвания
Балет "Вакханалии"
Зависимость от вкуса публики