Летний Фестиваль Балета

Взаимодействие движения и звука

Раздел: История балета
28-02-2024

Следует, однако, обратить внимание на то, что в воздушной стихии пальцы ног танцовщика всегда вытянуты, кончиками своими обращены к земле, а подъемы ступней круто выгнуты. В воздухе, при выполнении всех сложнейших танцевальных эволюций, ноги его сохраняют в сущности почти то же положение, какое имеют ноги танцовщицы, двигающейся по поверхности пола. Здесь — та же собранная целеустремленность, та же концентрированность волевого и мышечного усилия в порыве ввёрх и вперед. А в момент «приземления» танцовщик сначала на какое-то мгновение опускается на кончики вытянутых пальцев, а затем уже «оседает» на вытянутую ступню.

Что же касается партерных моментов мужского танца, то они, как правило, уступают в выразительности соответствующим темпам женского танца. Особый и по существу важнейший раздел их — поддержка танцовщицы. Виды и формы поддержек очень разнообразны и многолики в своем образном и фабульном содержании, а также и по своим драматургическим функциям. Но неизменно по смыслу своему они заключаются в поощрении элевации партнерши, в стимулировании ее порыва ввысь — от облегчения продолжительной непоколебимой устойчивости на пуантах до высоких вскидов танцовщицы на вытянутых руках кавалера.

Какой вывод можно сделать, обобщая отмеченные черты и особенности классического танца, представляющего собою основное из выразительных средств балетного искусства? Тот, что природа хореографии — насквозь поэтическая, что она связана с устремленностью к преображению (а не простому воспроизведению) действительности, к преодолению заключающихся в действительности элементов застоя и покоя, чаще всего «кристаллизующихся» в косных проявлениях бытового уклада. Тот, что эстетическая основа классической хореографии заключается в призыве к красивым помыслам, к благородным, чистым и сильным чувствам, к совершенствованию человеческого облика и образа как в его физических свойствах (что выражается в гармоничном развитии, в разумном культе тела), так и в его морально-этических качествах (что символизируется самим характером, возвышенным строем пластической речи).


Статьи по теме:
 Мысли о балете
 Традиции старого французского балета
 Хореографический образ спектакля
 Печальное искусство
 Разочарования в балете "Жар-птица"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: