Взаимодействие движения и звукаРаздел: История балета |
15-09-2024 |
Что же является самым показательным, наиболее типическим в искусстве классического танца, зародившегося свыше двух тысячелетий тому назад в условиях античной культуры и сохранившего свои чистопородные черты вплоть до наших дней, несмотря на многочисленные модификации, через которые он прошел в эпохи древности, средневековья, Ренессанса и истории нового времени в самых различных странах?
Безусловно — порыв к некоей возвышенной цели, приподнятость над действительностью, символизированные в самой устремленности движения вверх от земной поверхности и в волевом преодолении закона земного притяжения. В женском классическом танце это находит свое выражение в подъеме фигуры танцовщицы на острие пальцев или на полупальцы, что создает самую узкую «точку опоры», приводит к установлению кратчайшей в мыслимых пропорциях связи танцующей с поверхностью, служащей ей полем движения — землей, полом, сценой.
Самый момент подъема на пальцы — это, по существу, в потенции уже взлет, предпосылка к элевации. Для осуществления подъема на пальцы необходим, хотя бы и самый слабый, почти неприметный «микропрыжок», тотчас же завершающийся утверждением момента устоя. И это — уже акт поэтический, отличающийся в корне от бытового «хождения на цыпочках», столь частого в детском обиходе. А ведь и там, в играх например, большей частью это связано со стремлением передать атмосферу необычности, настроение таинственного или фантастического. Напомню, кстати, что певцы в опере или на концертной эстраде, а также дирижеры, стоящие за пультом перед симфоническим оркестром или перед хором, в моменты патетического подъема исполнения, на его кульминации нередко поднимаются на носки в порыве эмоционального возбуждения и держат на этой непривычной для них зыбкой опоре свои иной раз достаточно грузные тела, делая это совершенно непроизвольно.
Система создания балета
Взаимодействие движения и звука
Первые русские сезоны
Оперно-балетная версия "Золотого петушка"