Летний Фестиваль Балета

Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе

Раздел: История балета
12-04-2024

Ваганова создала спектакль, насыщенный большим идейным содержанием, спектакль, в котором, как правильно говорил рецензент, «на первом месте актеры. Именно актеры, а не просто танцовщики». Но танцевальная классика и здесь оставалась руководящим приемом выразительности: балетмейстер сохранил лучшее, что удержалось в спектакле от хореографии Перро и Петипа. Это — pas de six (танец шести: Эсмеральды, Гренгуара и четырех цыганок во втором действии), один из лучших и редких примеров действенного танца у Петипа; это — полный внутреннего драматизма танец Эсмеральды во дворце Флер де Лис, поставленный им же; это — оба танца Эсмеральды и Гренгуара — в сцене их «бракосочетания» во «Дворце чудес» и комический «урок танца» в комнате Эсмеральды (точные и смелые зарисовки бытового танца средневековья, сделанные Перро). И наряду с этим, ради расширения и мотивированного использования классического танца, Ваганова взамен архаического «танца с корзинками» в сцене у Флер де Лис ввела мифологическую пантомиму «Охота Дианы», разыгрываемую приглашенными артистами перед гостями, собравшимися на обручение Флер и Феба.

Как и в «Лебедином озере», наиболее существенным нам представляется здесь нахождение и последовательное проведение в спектакле единой стилистической линии, опирающейся на лучшие стороны хореографического творчества великих мастеров прошлого и направленной при этом к преодолению музейной архаизации, к созданию живого спектакля,' активно воздействующего на эмоции, воображение и на мысль современного зрителя. Особую роль, конечно, играет здесь полное устранение старой балетной пантомимы с ее условными жестами и насыщение новой пантомимы реалистической выразительностью.

Вернувшись в 1948 году к постановочной работе над «Эсмеральдой», Ваганова в еще большей степени повысила драматическую выразительность спектакля, учтя и исправив относительно слабые стороны постановки 1935 года. Так, в сцене встречи Эсмеральды и Феба в таверне, взамен имевшейся там пантомимы, она ввела танец-диалог, драматизировала финальную картину, включив в нее танцевальный монолог Эсмеральды на новую специально написанную Ю. Кочуровым музыку. Кроме того Ваганова активизировала действенность роли кордебалета в массовых сценах, чем еще более усилила социальное звучание основной темы спектакля и еще более приблизила его к духу и характеру романа Гюго.


Статьи по теме:
 Способности и любовь к танцу М. Фокина
 Второе действие "Дафниса и Хлои"
 Жар-птица
 Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»
 Дуэт с Евгением и заключительная монологическая

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: