Летний Фестиваль Балета

Dr pepper купить. Сейчас купил http://www.drpepper-russia.ru.

Разочарования в балете "Жар-птица"

Раздел: История балета
19-10-2019

Я почувствовал, что с неба свалился на землю. Это была ошибка. Мои милые всадники более не появлялись. Играла музыка, их очень тонко иллюстрирующая, но, конечно, публика не могла догадаться о том, что в это время представляли себе авторы. Я предложил пустить прожектором всадников по небу, но эта мысль не прошла, Дягилев потерял веру во всадников. А жаль.

Много лет спустя (в 1931 году), при постановке балета в театре Колон в Буэнос-Айресе, я применил этот трюк очень удачно. Билибин, делавший декорации, написал на стекле стилизованных всадников, напоминающих старые русские иконы. Черный всадник двигался по вечернему небу и исчезал в темноте. Белый быстро летел на рассвете и растворялся в светлом небе. Было очень красиво. Эффект увеличивался еще оттого, что небесные всадники деформировались при появлении и исчезновении и лишь на середине неба принимали определенные очертания.

Еще досадная отмена. При рассвете, после смерти Кощея, превращенные в камень воины должны были постепенно оживать. Это очень интересная задача для мимической сцены: переход из окаменелости в движения живого тела. В момент затемнения сцены артисты-воины должны были занять место исчезнувшего забора, на котором соответствующая группа должна была быть написана. Головин забыл написать эту часть забора. Дягилев же, принимая Эскиз декорации, не заметил отсутствия важной для балета окаменелой группы. Поэтому В. А. Серов, который был с нами в Париже, взялся выполнить Эту работу. Я поставил артистов, переплетя их в замысловатый орнамент. Валентин Александрович срисовал группу, но... Дягилев не распорядился, чтобы написали забор по его рисунку, не собрался. Мне особенно хотелось осуществить эту сцену потому, что я чувствовал неудовлетворенность финалом балета. Отказавшись, но просьбе Стравинского, от первоначальной мысли кончить балет танцами, я чувствовал, что этим наношу большой вред балету. Стравинскому казалось, что это будет похоже на другие балеты, где дело кончается свадьбой и плясками. Может быть, ему хотелось сконцентрировать конец балета на определенном музыкальном эффекте. Я не был вполне с ним согласен в этом единственном месте балета. Я представлял себе переход к танцам, да и самые танцы совсем не такими, какие Стравинский видал в старых балетах. Я чувствовал, что церемониальное хождение будет после богатого действия расхолаживающим концом. К тому же и ходить-то было некому, так как костюмы для апофеоза не были сделаны в достаточном количестве. Когда дело приблизилось к спектаклю, то и другим стало ясно, что конец балета может испортить весь успех. Дягилев заволновался. Но вдруг он вспомнил, что у него где-то на складе находится масса костюмов из поставленной два года назад оперы «Борис Годунов». Быстро на дворе Гранд Опера появилась масса корзин с надписями «Борис Годунов». Вызвали множество статистов; я поставил им выход. Конец балета был спасен. Конечно, костюмы ни по краскам, ни но бытовому характеру не подходили к сказочным декорациям и костюмам Головина.

Чтобы кончить с отменами, помяну еще одну. Окаменелых, разбросанных по саду чудищ, которых царевич должен был пугаться и которые отлично изображены в музыке, тоже не сделали. Изображая царевича, я пугался... без всякой причины.

При всех указанных пропусках и упрощениях балет прошел все же с шумным успехом и надолго занял почетное место в репертуаре. После премьеры мы все были счастливы и поздравляли друг друга... *

12

Статьи по теме:
 Новое в постановке
 Детство балетмейстера
 Балет Нижинского
 Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе
 Роли Г. С. Улановой в советских балетах.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: