Летний Фестиваль Балета

Изготовление планов эвакуации людеи при пожаре npftana.ru.

Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»

Раздел: История балета
04-04-2024

Как бы ни относиться к композиторской индивидуальности Асафьева, нельзя не признать его громадной роли в творческой постановке проблемы историзма в балетной музыке.

Отказ от приблизительности, так же как и от стилизации «под архаику», привлечение подлинных музыкальных документов раскрываемой в спектакле эпохи, услышанных современным ухом, «прочитанных» сознанием советского прогрессивно мыслящего художника, активно творческое, а не пассивно реставраторское (музейное) их использование — таков был метод Асафьева. Как рассказывает сам композитор, над балетом «Пламя Парижа» он «работал... не только как драматург-композитор, но и как музыковед, историк и теоретик и как литератор, не чуждаясь методов современного исторического романа».

Музыкальными первоисточниками балета служила опера XVII и XVIII веков, французская уличная песня, танец, комическая опера XVIII столетия и, главное, музыка эпохи буржуазной французской революции в самых разных ее образцах. Люлли, Глюк, Гретри, Керубини, Госсек, Мегюль, Лессюэр, Бертон — таковы имена авторов, на основе подбора, монтажа, редакции и новой инструментовки сочинений которых Асафьев создал свою партитуру.

Балетмейстер Вайнонен, конечно, не мог провести аналогичной работы, поскольку хореографический язык далекого прошлого (тем более в его фольклорном преломлении) поддается восстановлению лишь гипотетическим путем.

Но музыка прошлого, творчески оживленная, «переинтонированная» в духе современности, помогла и балетмейстеру отыскать верный ключ к расшифровке неподвижных поз старинного народного танца, зафиксированных на гравюрах и эстампах, в скульптуре и гобеленных вышивках, в литературных описаниях и пересказах. Взять хотя бы картину, открывающую последнее действие балета. Вайнонен в яркой хореографической форме воплотил здесь монументальный, героический образ восставшего против тирании французского народа. В непрерывно нарастающей динамике плясового движения он показал слияние различных областных и провинциальных «танцевальных диалектов» — овернцев, марсельцев, басков — в могучем общем революционном порыве.


Статьи по теме:
 Балет Нижинского
 Творческая деятельность Фокина в Америке
 Балетная версия "Золотого петушка"
 Про "Сильфиды" и "Карнавал"
 Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образования

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: