Летний Фестиваль Балета

Аренда Стенда витрины.

Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»

Раздел: История балета
11-03-2020

В чем здесь зерно сценической правды, призванной воплотить правду жизненную? В отказе от прямой синхронности движения и звука. Танец, пантомима, жест существуют, живут не столько «в музыке», сколько «контрапунктируя музыке», то сливаясь с нею, то противопоставляя себя ей, то развертываясь смежным, параллельным рядом. Но они никогда и нигде не становятся произвольными, не координированными с музыкой. Говорю о музыке, охваченной слухом не на коротком отрезке, а на широкой звуковой перспективе развивающегося музыкального образа или музыкального действия.

При такой системе координации особенно сильное воздействие оказывает нарочитая синхронность в отдельном, частном приеме, достигаемая в конкретных драматических целях. Вот пример. Вспомним стремительный поединок Ромео с Тибальдом, идущий на двухдольной «скороговорочной» музыке, с великолепной звуковой изобразительностью передающей, азарт боя, учащенное прерывистое дыхание и лихорадочную увертливость дерущихся, вызываемую непреходящим ощущением смертельной опасности у каждого. Вспомним трехдольную музыку, поразительную по концентрированной трагедийности, «сопровождающую» похоронный кортеж — концовку второго действия. А между тем и другим — короткий эпизод смерти Тибальда.

Эта лаконическая мизансцена поставлена Лавровским на музыке необычного склада. В двухчетвертном метре симметричными ударами, восьмыми на сильных долях тактов при «пустоте» трех остальных долей, отмеченной 1 общими паузами, звучит один и тот же жесткий аккорд литавр, контрабасов, виолончелей, фаготов, валторн, саксофона и кларнета. Звучит он пятнадцать раз. И на каждом аккорде умирающий делает конвульсивное движение. Его молодое, сильное тело борется со смертью. Он пытается выпрямиться, опереться на лезвие шпаги. Он вытягивает руку, ловит губами и грудью воздух. Но неуклонно пригибается к земле, скользя все ниже и ниже, теряя последние силы. Вот исключительно яркая находка и композитора и балетмейстера.


Статьи по теме:
 "Дафнис и Хлоя"
 Второе действие "Омфалы"
 Новое в постановке
 Детство балетмейстера
 Влияния Фокина на современный балет

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: