Летний Фестиваль Балета

Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»

Раздел: История балета
11-03-2020

Решительное развитие в советской хореографической практике получила и другая черта, обоснованная и утвержденная еще в русском классическом балете. Я имею в виду широкое применение лейтмотивной системы музыки и системы лейтдвижений в танце и в пантомиме в их сквозном взаимодействии на протяжении спектакля.

Неправильно было бы утверждать, что такого рода выразительные приемы составляют исключительную принадлежность только советского балета. Их широко применяли еще Ш. Далькроз и Ф. Дельсарт. Принципиальная особенность в использовании данных приемов в советской хореографической школе заключается опять-таки в том, что наши хореографы не фетишизируют их, не отрывают их от содержания произведения, пользуются ими не механически, а широко и свободно, в самых различных вариантах и оттенках взаимосвязи.

Достижение смысловой полифонии между лейтдвижением и лейтмотивом — вот основное завоевание советского балета в этой области. Функция каждого из этих лексических рядов, из этих «смысловых знаков» спектакля остается переменчивой и подвижной, всецело подчиненной логике развития действия. То музыка выступает как выразитель внутреннего состояния героя, в то время как движение передает внешние черты характеристики, то лейтдвижение и лейтмотив или лейтритм меняются функциями. То, наконец, оба они сливаются в выполнении единой образно-смысловой задачи.

Мы найдем бесчисленные примеры этого и в «Спартаке» Хачатуряна — Якобсона и в «Золушке» Прокофьева — Сергеева; в «Каменном цветке» Прокофьева — Григоровича и в «Синатлэ» Кнладзе — Чабукиани; в «Шурале» Яруллина — Якобсона и в «Тропою грома» Караева--Сергеева; в «Сердце гор» Баланчивадзе — Чабукиани и в «Отелло» Мачавариани — Чабукиани.


Статьи по теме:
 Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образования
 Дягилев-"создатель" фокинских балетов
 Роли Г. С. Улановой в советских балетах.
 Балет и модернизм
 Размышления о балете

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: