Летний Фестиваль Балета

«Музыкально-оформительские» принципы

Раздел: История балета
09-03-2020

При втором проведении шестнадцатитактного предложения опять-таки прямого повтора нет: мелодия орнаментируется новым подголоском (движение четвертями), а вся фраза с пятого такта транспонируется в строй мажорной доминанты.

Этот вальс — уже не просто танцевальная вариация. Это вариация-монолог, хотя и наполненный довольно обыденным (по Чайковскому, «простота и обыденность не исключают ни поэзии, ни драмы» ), но свежим и волнующим содержанием.

Думается, именно эти приметы балетного стиля Делиба должны были пленить и увлечь Чайковского как близкие его психологии музыкального драматурга.

В том же вальсе есть опять-таки очень характерный для Делиба прием: новое (третье) предложение строится на резком ритмическом контрасте первым двум, причем ритмика подчеркивает, подсказывает новые фигуры танцевальных па. Вместо «пробежки» восьмых в первых двух долях затакта предложение начинается резким «трамплинным» ударом на сильной доле такта, и только в пятом такте движение восьмыми возобновляется. Но они уже не слигованы, не спеты на одном дыхании, а даны в острых staccati, ассоциируясь с колкими бисерными pas de bourrees.

В знаменитом делибовском pizzicato из «Сильвии», представляющем собою грациозную польку, налицо эта красивая гибридизация приемов итальянской и французской школ «Сквозная» ритмика, обнаженная до предела в скандировании сплошных стаккатирующих шестнадцатых самой мелодии, затормаживается только в коротких, частых кадансах. Это — несомненно от музыкальных традиций итальянской школы. Но эта сквозная и в монотонности своей почти механическая ритмика одухотворена речевой выразительностью, светотенью капризной динамики, чисто французской грацией и свободой фразировки, заставляющей вспомнить о фигу- рационных плетениях «парижских» вальсов Шопена или его экспромтов. Все это — безусловно французское по стилю, по культуре, по кругу пластических образов, вызываемых образами музыкальными.


Статьи по теме:
 Кульминация развития образа Марии
 Разочарования в балете "Жар-птица"
 Нет худа без добра
 Взаимоотношения Фокина с Бенуа
 Размышления о балете

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: