Летний Фестиваль Балета

Модернистический танец

Раздел: История балета
25-01-2024

На самом деле существует целый репертуар балетов, в которых не найти никаких пяти позиций. Но по поводу этих пяти позиций разгорается спор. Одни, защитники балета, говорят, что «это, конечно, совершенно натурально», другие говорят: «Нет никакой необходимости для человека, в его нормальной жизни, применять какие-либо из пяти позиций».

Кто же прав?

Если представлять себе позиции непременно с выворотностью ног на 90 градусов, то, конечно, так не ходят в жизни. Но надо же понять, что эта чрезмерная выворотность ног есть только гимнастика, а что танцевать надо при самых разнообразных степенях выворотности. Большинство характерных танцев, как среди различных народов, так и на сцене, исполняется с той выворотностью, которая свойственна нам в повседневной жизни, то есть градусов на 30. Есть танцы (японские), в которых, наоборот, выворачивают ноги внутрь. В конце XIX века балет сделал ошибку, перенеся большую выворотность ног из экзерсиса в танец. Это был период упадка в балете, и одной из задач реформы балета в России было введение нормальной степени выворотности ног. Благодаря этому танец сразу стал более натуральным.

Как же этот вопрос разрешается модернистичсским танцем? Так же, как и все другие вопросы. Все предоставляется случаю. Контроль отсутствует. Представительница этого танца ставит одну ногу «по-египетски», барельефом, а другую выворачивает градусов на 120, 150, или, сильно вывернув выставленную вперед ногу, она ставит другую по-японски. До такой неестественности выворотности балет никогда не доходил.

Конечно, заслуга возврата к естественным движениям принадлежит не германскому танцу, а великой Айседоре Дункан и русскому балету. Перед русским балетом 35 лет * назад была поставлена и ясно сформулирована проблема соединения виртуозности и мастерства танца с естественностью движений и выразительностью. Я смело утверждаю, что проблема эта была разрешена и было доказано, что балет может быть искусством, выражающим в движениях тела все разнообразие человеческого существа. С тех пор балет перестал быть танцем одних только ног и соединил танец ног с танцем рук, корпуса, шеи, словом, всего тела. Смешно утверждать, что Павлова, Карсавина, Фокина, Нижинский, Больм утеряли способность естественного движения, что они танцевали только ногами!

12

Статьи по теме:
 "Фрамино"
 Перевес в хореографической партии Джульетты элементов «партерной» техники
 Балетная версия "Золотого петушка"
 Разочарования в балете "Жар-птица"
 Лексика национального танца

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: