Летний Фестиваль Балета

Дуэт с Евгением и заключительная монологическая

Раздел: История балета
14-03-2024

Живая деятельная душа, нежно и сильно чувствующее сердце, находчивый и быстрый ум — эти драгоценные человеческие качества, присущие Катерине, раскрываются Улановой перед зрителем во всех ее танцевальных сценах и эпизодах, монологах и диалогах И в почти «молчаливых» свиданиях с Данилой, в которых проявляются душевная зоркость и чуткость девушки, угадывающей в любимом «божью искру», наличие большого, сильного дара художника, ставящего его на много голов выше всех окружающих. И в бурных сценах с приказчиком Северьяном, ошеломленным героической стойкостью и непреклонностью Катерины, еще более распаляющими его звериную похоть. И, наконец, в решающем «поединке» с Хозяйкой Медной горы, могущественной соперницей, которая легко могла бы отнять у нее любимого, если бы не жаркое, готовое на любую борьбу, на любую жертву, исполненное беззаветной любви сердце девушки, собравшей всю волю, все душевные силы, чтобы «отстоять» своего Данилу.

Было ли все это заложено в хореографическом содержании самой партии, в балетмейстерском решении образа? Если и было, то лишь в эскизно намеченном виде, в потенции, в эмбрионе. На долю Улановой пришлось восполнение недостающих в партии драматической действенности и эмоционального танца. И она внесла их в спектакль. «Трудно забыть, — отмечалось в одной из рецензий, — ...танец Катерины перед разбитой чашей, когда она, горюя, вспоминает Данилу. В этот миг вдохновенный лирический танец безраздельно властвует на сцене, благодаря изумительному искусству балерины Улановой». О сцене объяснения между Катериной и Хозяйкой Медной горы в исполнении Улановой И. Попов и К. Саква писали: «пластика, движение здесь настолько слитны и едины, что ощущение сценической условности полностью исчезает».

Как достигалось все это? Подсмотрела ли балерина правду выражения и национальный колорит этого выражения в народных плясках, в народном быту Приуралья при временном пребывании в г. Перми в годы Великой Отечественной войны? Воссоздала ли она тонко найденную и столь же тонко отобранную лексику движений на основе вникания в песенный строй речи уральского сказочника Бажова с ее органической родственностью протяжному русскому говору, пересыпанному народными афоризмами — поговорками и пословицами?


Статьи по теме:
 Дуэт с Евгением и заключительная монологическая
 Музыка для "Дафниса и Хлои"
 Отсутствие стиля и характера
 Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героев
 Новый балет

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: