Летний Фестиваль Балета

Дуэт с Евгением и заключительная монологическая

Раздел: История балета
24-03-2024

Два момента хочется особо подчеркнуть в хореографическом решении образа Тао-Хоа, которые дает Уланова — его демократичность и его национальное своеобразие. Следя с волнением за такими моментами спектакля, как первое появление Тао-Хоа, приветливо общающейся с бедными детишками и с рабочим людом, или же как первая ее «встреча» с капитаном советского корабля, пробуждающая в ней классовое пролетарское сознание, трудно представить себе, что та же самая актриса с такой же жизненной правдивостью создавала образы, столь противоположные данному именно внешними своими приметами — образы Марии, Корали, Жизели или Джульетты. Уланова рисует эксплуатируемую китайскую танцовщицу кровной сестрой угнетенного народа, женщиной, постоянно тянущейся к народу, непрестанно думающей о нем, сострадающей ему. Демократичность образа раскрывается актрисой не только в силу развития сюжетной канвы балета. Она проявляется на всех стадиях этого развития — в экспозиции, завязке, кульминациях и трагической развязке, и во всех компонентах исполнения — от поступи, жестов, мимики до характера выразительности самого танца.

Что касается до утверждения национального своеобразия, то здесь трудно переоценить значение вклада, внесенного балериной в эстетику советского балета. От экзотики «условной китайщины» дивертисментных национальных танцев в старых балетах (включая и известный «танец чая» из «Щелкунчика»), экзотике, еще дававшей себя знать в первоначальной постановке «Красного мака», осуществленной в двадцатых годах, здесь не остается и следа. Отточенная мелкая техника, характеризующая танцевальную экспозицию образа, менее всего копирует приемы бытовых китайских танцев. В ее филигранной чеканке сквозит совсем иное — изучение и постижение изумительного искусства китайских народных умельцев — мастеров резца и кисти, выказывающих чудеса терпения, вкуса и выдумки, и великолепная способность артистки транспонировать самый дух, самую природу их искусства в сферу пластических средств художественной выразительности. Танцы с веерами и с золотыми пальцами в первом действии — наглядный пример этого. И в то же время как различна их смысловая пластическая дикция, как бы подчеркивающая два совсем различных «адреса танца»: его подневольный характер, его обращение к чуждому и даже враждебному зрителю-заказчику в первом случае, и его призывную, приветливую, дружелюбную интонацию — во втором случае, когда Тао-Хоа по собственному почину танцует для советских моряков.


Статьи по теме:
 Пестрый перечень некоторых фокинских постановок
 Ваганова — профессор хореографии — возглавляла кафедру преподавания классического танца Ленинградской Государственной консерватории
 Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна
 Жар-птица
 Вторая "Шопениана"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: