Летний Фестиваль Балета

Целый переворот в хореографических вкусах эпохи произвела бравурная испанская качуча в исполнении знаменитой Фанни Эльслер

Раздел: История балета
28-03-2024

Следует, однако, указать на существенные завоевания «характерности», осуществленные в русском балете конца прошлого—начала нынешнего веков. Речь идет о массовом характерном танце, форму которого так уверенно утвердил Л. Иванов в постановке Второй рапсодии Листа (последний акт «Конька-Горбунка»), М. Петипа — в «Венгерской сюите» («Раймонда»), содержание которого так ярко и самобытно развил М. Фокин в гениальных «Половецких плясках». Конечно, это тоже были вставные эпизоды спектаклей, занимающие «периферийное» положение по отношению к основной сюжетной линии. Но все же — уже не отдельные номера и не просто дивертисменты, а крупные пласты архитектонического целого, в которых самая широта «экспонирования характеров» приобретала значение действенной драматургической функции. И достигалось это на путях слияния характерности и классики (вспомним двойной saut de basque, с которого начинается танец солиста-половчанина).

Вопрос о пантомиме, этой постоянной спутнице танца, следует рассматривать непосредственно в связи с вопросом о соотношении и взаимодействии классического и характерного танца. И здесь на разных исторических этапах и в различных странах мы найдем примеры то тесного сближения, слияния, почти синтеза пантомимы и танца, то полного их разобщения. Идущая от времен глубокой древности, первично связанная с обрядовыми, ритуальными народными церемониями, пантомима неоднократно приобретала значение совершенно самостоятельного вида искусства. При этом формы ее были и исключительно многообразны и, подчас, полярно эстетически противоположны. Напомню об античных «мимодиях», упоминаемых Ксенофонтом («Пир»), Лукианом (тридцать третий диалог с Кротоном) и другими греческими и римскими писателями, об итальянской мореске и испанской мохиганче эпохи Ренессанса, о ярмарочном, народном французском театре канатных плясунов XVIII столетия (Funambule), об английском жанре масок.


Статьи по теме:
 Система создания балета
 О постановке "Дафниса и Хлои"
 Педагогическая система А. Я. Вагановой.
 «Музыкально-оформительские» принципы
 Кульминация развития образа Марии

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: