Летний Фестиваль Балета

«Барышня-крестьянка» создана Асафьевым совместно с постоянным либреттистом его балетов на пушкинские темы

Раздел: История балета
09-04-2024

В этом отношении занимательны, интимны и в то же время жизненно правдивы сцены игры в горелки, обучения Лизы крестьянским повадкам у горничной Насти, ее нарочитое жеманное кокетство перед Алексеем, когда она предстает перед ним насурмленная и набеленная в шотландском костюме. Во всех этих и некоторых других эпизодах балетмейстером найдена остроумная манера комедийного, а подчас и гротескового использования приемов классического танца, оправданно насыщенного пантомимным элементом. С другой стороны, свежа и задушевна лирика спектакля, проходящая нарастающей линией через три любовных дуэта Лизы и Алексея.

Как на известный недостаток балета следует указать на неравномерность распределения танцевального начала в женских и мужских партиях, целиком в пользу первых. Лиза, Настя, даже гувернантка мисс Жаксон — образы, созданные чисто хореографическими средствами. Именно в танце и через танец вылеплены их индивидуальные характеры. Партия же Алексея, несмотря на наличие в ней воздушных туров и пируэтов, не только мало выявляет виртуозные возможности мужского танца, но и раскрывает характер героя главным образом средствами пантомимного и мимического приема. Совсем лишены танцевального элемента партии стариков — Муромского и Берестова.

Отмечая эти неровности балета «Барышня-крестьянка» (к ним следовало бы добавить также некоторые пробелы сценария, хотя бы, например, неоправданное изъятие из него мотива ссоры отцов), мы настойчиво подчеркиваем принципиальную сторону его достоинств: утверждение жанра реалистической лирико-комедийной хореографической новеллы камерного плана.


Статьи по теме:
 Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна
 Второе действие "Омфалы"
 Вторая "Шопениана"
 Отношения к старому балету
 Пестрый перечень некоторых фокинских постановок

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: