Летний Фестиваль Балета

«Бахчисарайский фонтан» был балетмейстерским дебютом Р. Захарова.

Раздел: История балета
31-03-2024

Первый советский балет на пушкинскую тему — «Бахчи-сарайский фонтан» — оказался не только первым по-настоящему пушкинским балетом в истории мировой хореографии.

Он стал явлением подлинно новаторского порядка, открыв путь для целого ряда крупных достижений советской хореографии в деле создания идейно и психологически содержательного, актерски полноценного романтико-реалистического спектакля. Нам хочется особенно подчеркнуть, что именно Пушкин и его творчество дали советскому балету действенные стимулы и сюжетно образный материал для осуществления этого.

Громадный успех «Бахчисарайского фонтана» вызвал быстрые и живые отклики в советском балетном творчестве. Линия оказалась подхваченной и развитой. В 1936 году появились два балета на сюжет пушкинской поэмы «Цыганы» — композитора С. Василенко, поставленный балетмейстером Н. Холфиным в Музыкальном театре им. Немировича- Данченко в Москве и композитора В. Сорокина, написанный для самодеятельности и исполненный силами художественных кружков ленинградского завода «Красный треугольник». В 1938 году были осуществлены две различные музыкально- сценические версии балета Б. Асафьева «Кавказский пленник»— одна — Р. Захаровым в Большом театре Союза ССР, другая — Л. Лавровским в Ленинградском Малом оперном театре. Это были новые опыты современного прочтения романтических поэм Пушкина, которым «были глубоко чужды все отрицательные стороны романтизма как литературной школы, с его мистицизмом и возрожденчеством средневековья».

В интерпретации этих пушкинских поэм советские художники стремились добиться преодоления ограниченности романтизма и насыщения его реалистическими элементами. При этом они исходили из определения, данного романтизму Белинским, который утверждал, что «...в теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». Именно этим обращением к внутреннему миру души человека и характерны названные выше советские балеты, написанные на сюжеты романтических поэм Пушкина. Это и позволяет сблизить их в одну группу художественных явлений, хотя они далеко не равноценны друг другу, а некоторые из них не лишены существенных недостатков.


Статьи по теме:
 Первые постановки
 Ваганова — профессор хореографии — возглавляла кафедру преподавания классического танца Ленинградской Государственной консерватории
 Хореографический образ спектакля
 «Барышня-крестьянка» создана Асафьевым совместно с постоянным либреттистом его балетов на пушкинские темы
 Первые русские сезоны

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: